Мастер-класс для родителей
Интерактивная папка – Лепбук «Азбука маленького пешехода»
Осидак Наталья Павловна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №34
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: познакомить родителей с инновационной технологией, обучающим игровым пособием лепбук.старший воспитатель ГБДОУ детский сад №34
Кировского района Санкт-Петербурга
Задачи: 1. Вызвать интерес к интерактивной технологии.
2. Наглядно показать возможности использования лепбука.
3. Создать лэпбук по теме «Азбука маленького пешехода».
Участники: педагог, родители /законные представители/ воспитанников.
Форма организации: мастер-класс.
Продолжительность: 45 минут.
Материально-техническое оснащение: шаблон - образец лепбука, наборы материалов для творчества по количеству участников.
Пояснительная записка:
Современные требования ФГОС ДО призывают к объединению усилий всех участников образовательных отношений. Детский сад и семья – ближайшее окружение ребёнка – дошкольника на несколько лет. От успешного взаимодействия педагогов с родителями во многом зависит благополучие и комфорт ребёнка. Поэтому педагоги ДОУ заинтересованы в доброжелательных и плодотворных отношениях с родителями каждого воспитанника.
Привычные консультации и беседы с родителями по-прежнему используются в ДОУ, но их эффективность очень низкая. Поэтому сейчас большинство педагогических коллективов стремиться к использованию интерактивных форм взаимодействия. Тренинги, мастер-классы, творческие встречи в рамках реализации проектов детского сада очень продуктивны. Их эффективность в том, что родители узнают конкретные приёмы и технологии взаимодействия с детьми, развивают свой родительский потенциал, учатся взаимодействовать со своим ребёнком.
Представленная на мастер-классе техника, а главное, тема лепбука – очень актуальны для современного городского жителя; как взрослого, так и ребёнка. А совместное детско-родительское творчество и поиск новых возможностей для активного общения и организации досуга в семье – замечательная перспектива !!!
Ход мероприятия:
ЧАСТЬ 1: Вводные вопросы мастер-класса:
1. Что такое лепбук?
Лепбук – это инновационная технология для ознакомления ребёнка с определённой темой. В дословном переводе лепбук - это «наколенная книга». Эта книга интерактивная, так как представляет собой своеобразный набор игровых заданий, проектируя и выполняя которые ребёнок проявляет собственную активность в познании, учится организовывать свою самостоятельную деятельность.
2. Какой оптимальный возраст для занятий по лэпбукам - 5 лет и выше.
В этом возрасте у ребёнка появляются необходимые компетенции для осознанной самостоятельной работы. Лэпбук не является простой книжкой для рассматривания, а представляет собой пособие, с помощью которого решаются образовательные задачи в игровой форме.
3. Общая характеристика: Лепбук – это может быть результат как индивидуального, так и группового творчества. Его можно сделать для ребёнка, а можно вместе с ним в процессе совместной деятельности. В дальнейшем, данную форму работы ребёнок может использовать в школьном обучении в качестве способа для самостоятельного сбора и организации материала по выбранной теме.
Соблюдая принятый и удобный для использования формат папки А4, наполнение лепбука ограничивается только вашей фантазией. Данная универсальная технология может отразить любую тему в привлекательной для ребёнка и вас форме. Универсальными игровыми категориями могут быть викторины, загадки, пазлы, кроссворды, раскраски и т.п.
4. Какую тему для лепбука выбрать?
Тема должна быть интересной ребёнку, актуальной и лично значимой для него.
5. Что вам понадобиться для работы над лепбуком?
- Для основы: картонная папка формата А4, листы офисной бумаги формата А4, ножницы, клей - карандаш.
- Для наполнения: цветная бумага и/или картон, конверты, раскраски, книжки, иллюстрации, степлер, скотч, фломастеры, цветные карандаши (восковые мелки); цветной принтер позволит распечатать красочные картинки из интернета.
- Информационное наполнение должно содержать проверенные данные (определения, факты, правила и т.п.) из надёжных источников (энциклопедии, статьи из научных журналов и.т.п.).
Зная своего ребёнка и его увлечения, надо стараться подбирать реализацию темы (сюжета) с помощью таких игровых заданий, выполняя которые ребёнок будет находиться в зоне комфорта. Так, если ребёнок любит рисовать – подготовить для него раскраску или возможность дорисовывать предметы (сюжет). Если любит собирать пазлы и/или разрезные картинки – предоставить ему и эту возможность.
Основная задача родителей - обеспечить полную поддержку: эмоциональную, организационную, техническую, информационную.
ЧАСТЬ 2: Практическая часть.
Одним из важных условий реализации технологии является раскрытие заданной темы. В нашем случае это основные правила для пешеходов. Поэтому в игровых заданиях обязательно должны отражаться такие понятия как: светофор для пешеходов, знаки дорожного движения (их название, внешний вид, назначение), ориентирование в предлагаемой (нарисованной и/или воображаемой) дорожной ситуации.
Примерное содержание лепбука «Азбука маленького пешехода»:
1. Игровое задание «Светофор для пешехода»: ребёнку надо верно расположить карточки-сигналы (карточка с красным человечком и карточка с зелёным человечком) и объяснить поведение пешехода, если загорается определённый сигнал светофора.
2. Мини игра «Мнемозагадки»: ребёнку надо закодировать выбранный знак с помощью карточек-символов (из одноимённого кармашка), распределив их в специальные окошки. Знаки дорожного движения можно закодировать по цвету, форме, присутствием/отсутствием фигуры человека, группе дорожного знака. Также ребёнок может подобрать знак, выполняя готовое задание взрослого.
3. Мини игра «Лишний знак»: необходимо определить лишний знак в ряду. Ребёнок может находить ответ на готовое задание взрослого, а может самостоятельно формировать ряд, оперируя один или двумя признаками. Знаки находятся в отдельном кармашке.
4. «Вкладыш-раскраска» представляет собой творческое задание. Ребёнок сам выбирает, чем раскрасит рисунки (карандашами, мелками, фломастерами). Главная задача- обозначить верный сигнал светофора и правильно ответить на уточняющие вопросы взрослого.
5. Игра «Подбери знак» позволяет ребёнку определить знак дорожного движения по небольшому стихотворению, которое прочитает взрослый.
6. Игра-викторина «МОЖНО-НЕЛЬЗЯ» проводится совместно со взрослым. Взрослый читает фразу, а ребёнок отвечает можно так делать или нет. Для самопроверки ребёнок открывает карточку с правильным ответом. Можно использовать символы или выделение цветом: можно - зелёным, нельзя – красным.
7. Игра «Собери картинку – определи нарушителя». Перед ребёнком стоит задача собрать разрезную картинку и рассказать, кто из изображённых пешеходов нарушает правила дорожного движения.
8. Книжка-малышка «Азбука маленьких пешеходов» содержит яркие картинки с весёлыми персонажами и небольшими стихотворениями; позволяет ещё раз повторить правила для пешеходов.
ЧАСТЬ 3: Заключительная. Рефлексия: Родители оценивают предложенную технологию с помощью «Мишени обратной связи».
Ожидаемый результат:
- Родители познакомились с новой технологией.
- Увидели возможности использования лепбука для раскрытия любой интересной ребёнку темы в доступной и увлекательной форме.
- Были увлечены изготовлением лепбука, удовлетворены полученным результатом.
Литература (электронные ресурсы):
- http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk
- http://pedsovet.su/dou/6823_chto_takoe_lapbook